Разделы
- Главная страница
- История каганата
- Государственное устройство
- Хазарская армия
- Экономика
- Религия
- Хронология ~500
- Хронология 501-600
- Хронология 601-700
- Хронология 701-800
- Хронология 801-900
- Хронология 901-1000
- Хронология 1001-2011
- Словарь терминов
- Литература
- Документы
- Книги
- Статьи
- Ссылки
- Архив новостей
Рекомендуем
Поиск
Счетчики
Глава четвертая. ХАЗАРСКОЕ ГОСУДАРСТВО. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
3. Города Хазарии (начало)
Думается, надо говорить именно о городах Хазарии (страны, государства), а не о хазарских городах, как иногда делают, поскольку полиэтничный состав населения этого государства и кочевой быт самих хазар, по крайней мере до IX в., не дают оснований определять города Хазарии как хазарские.
Несмотря на то что в источниках много сведений о городах Хазарии, вопрос этот сложен и запутан. Трудность в том, что ряд упоминаний о городах Хазарии содержится в поздних, нередко компилятивных сочинениях, авторы которых в силу разных причин сами плохо представляли географию этой страны. Кроме того, обилие городищ хазарской эпохи на юго-востоке Европы позволяет археологам находить известные из письменных памятников города Хазарии в самых различных местах.
Пример тому - локализация города Баланджар. Это был один из ранних городов Хазарии, о нем упоминаний в источниках до вольно много. Но несмотря на то что Баланджар четко локализует ся к северу от Дербента, некоторые авторы ищут этот город в 25 км южнее Дербента, преимущественно из-за сходства современного топонима Белиджи с названием Баланджара [294].
Поиски Баланджара осложняются и тем, что в армянских источниках VII в. этого города нет, зато упоминается г. Варачан, местоположение которого также спорно.
Другой пример - город ал-Байда (Белая), который был столицей Хазарии в первой половине VIII в. Ряд ученых отождествляет ал-Байду с Атилем, последней столицей Хазарии в устье Волги [295], что более чем сомнительно.
Перейдем к конкретному рассмотрению данных источников о городах Хазарии.
1. Варачан (вариант-Вараджан [296]). Упоминается только в армянских источниках VII в. Мнение, что о нем идет речь у Левонда (VIII в.) [297],- недоразумение. У этого автора город, взятый Мерваном в 737 г., не назван [298] и, как покажу ниже, речь, скорее всего, идет о Самандаре.
Наиболее подробные сведения о Варачане находим у Мовсеса Каланкатваци. Именно в этот город, столицу "хонов" (хазар), ехал епископ Исраэл, посол албанского князя Вараз Трдата. Посольство переправилось через Куру, пересекло границу Албании, страну чилбов [299], ворота Чора у Дербента и затем прибыло в "hойакап калак" Варачан [300]. "hойакап" обычно переводят как "великолепный" [301], но мне кажется, вернее перевести как "известный, знаменитый" [302]. В Варачане находился "великий князь хонов" [303], там же Исраэл собирался учредить резиденцию епископа [304] после принятия "хонами" христианства [305].
Варачан (Вараджан) упомянут и в "Армянской географии", как город ("калак") "хонов" [306]. Других известий о нем нет.
Вопрос о Варачане вызывает споры. Еще Й. Маркварт с большими основаниями отождествил Варачан с Баланджаром, который упоминается в арабских источниках [307]. К такому же выводу пришел и М. И. Артамонов [308], который с Варачаном-Баланджаром отождествляет и упоминаемый в некоторых арабских источниках г. Ванандар [309]. Точка зрения Маркварта принимается и С. А. Плетневой [310]. Априорно положение Б. Н. Заходера, у которого и Варачан, и Баланджар, и Хамлых, и Самандар - названия одного и того же города [311].
По источникам, Варачан расположен сравнительно недалеко от Дербента, но где - до сих пор не установлено. В. Ф. Минорский определяет его в районе Башлы [312] (р. Артозень в Дагестане). В. Г. Котович почему-то ищет этот город на севере, отождествляя с Урцекским городищем [313]. Такую локализацию принимают Д. Людвиг [314] и 3. М. Буниятов [315]. С. А. Плетнева, принимая отождествление Варачана с Баланджаром, усматривает этот город на р. Сулак, полагая, что в других реках Дагестана людей утопить нельзя, а именно в Баланджаре-Варачане арабы в 723 г. топили пленных в реке [316].
2. Баланджар [317] - один из трех наиболее известных городов Хазарии, по-видимому, первая хазарская столица. Этимология названия не ясна. М. И. Артамонов пытался связать его с этнонимом булгар [318], что сомнительно и по филологическим, и по историческим причинам. Совсем неудачны попытки объяснить это название из "персидских" слов "боланд" ("длинный") и "джор" ("расселина") [319]. "Боленд" (а не "баланд", как в слове Баланджар) хотя и значит "длинный", но более употребляется в значении "высокий" ("длинный" [320] по-персидски - "дераз").
Название Баланджар встречается лишь в арабо-персидских источниках, и не только применительно к городу. У ат-Табари (правда, при описании событий VI в.) есть племя баланджар рядом с абхазами, аланами и еще более неясным народом банджар [321]. Кроме того, в источниках упоминается р. Баланджар [322] за Дербентом, проходы ("фурадж") Баланджара [323] и, наконец, горы Баланджара [324].
Йакут, обобщая данные арабской географии, располагает г. Баланджар за Дербентом [325], как первый город Хазарии. В походах арабов за Дербент в VII-VIII вв. первым городом Хазарии, на который они нападали, был Баланджар [326]. Отождествление Баланджара (реки и города) соответственно с рекой и поселением Башлы (В. Ф. Минорский, а до него Д'0ссон) также не очень убедительно. Возможно, р. Баланджар - это Уллучай, горы Баланджар - отроги Кавказского хребта к северу от этой реки (эти отроги здесь довольно близко подходят к побережью, и тогда именно тут располагались проходы Баланджара), а г. Баланджар был где-то в нижнем течении Уллучая.
Такой солидный автор, как ал-Мас'уди, называет Баланджар прежней столицей Хазарии [327], и это еще одно основание отождествлять Варачан с Баланджаром. Мнение же Б. Н. Заходера о том, что Баланджар и Самандар - один и тот же город, опровергается весьма авторитетными источниками [328]. Правда, источники Х в., как правило, действительно о Баланджаре не упоминают [329], но это связано, очевидно, с тем, что в Х в. этот город потерял свое значение (возможно, из-за арабо-хазарских войн VIII в. и близости его к арабо-хазарской границе), а возможно, уже и не существовал.
Арабские авторы IX в. приписывали постройку Баланджара (как и Самандара) сасанидскому шаху Хосрову I Ануширвану [330], который предстает основателем почти всех укреплений на Кавказе [331]. И если в отношении Дербента и ряда крепостей на ирано-тюркской границе здесь немалая доля истины, то относительно Баланджара, Самандара и более северных городов это всего лишь дань легендарной традиции [332].
На самом деле Баланджар возник, очевидно, как результат социально-экономических сдвигов в обществе старого (дохазарского) населения Приморского Дагестана и в качестве резиденции местных правителей [333], а затем и хазарских хаканов. Город был по-видимому, уже в VII в. довольно большим, что явствует из эпитета "Пойакап", примененного к нему историком Кавказской Албании, хотя в этой стране после хазарских опустошений VII в., кроме столицы Партава, крупных городов не существовало, да и она в VII в. вряд ли была велика. Во всяком случае, определение ее в начале труда Мовсеса Каланкатваци как "великая, большая" ("метс") [334] скорее относится к IX - первой половине Х в., когда Берда'а являлся одним из крупнейших городов не только Закавказья, но и Северо-Восточного Ирана [335].
В пользу того, что Баланджар был местным городом, связанным преимущественно с алано-маскутским населением, говорит одна реплика ат-Табари. Историк, рассказывая о походе Абд ар-Рахмана ар-Раби'а на Баланджар в 653 г., противопоставляет жителям города тюрок [336]. Разумеется, об окончательном решении вопроса о населении Баланджара (и других городов Хазарии) можно будет говорить, когда этот город найдут и исследуют археологически.
Баланджар весьма часто упоминается в связи с арабо-хазарскими войнами VII - первой половины VIII в. В 104 г. х. (722/723 гг.) арабский полководец ал-Джаррах взял этот город. Согласно ал-Куфи, "владетель" (наместник?) Баланджара признал власть халифа [337]. По ат-Табари, ал-Джаррах взял крепости (укрепления?- "ал-хусун") у Баланджара и изгнал всех его жителей [338]. Это можно понимать и как опустошение и даже разрушение Баланджара. Ибн ал-Асир, подробно описывая войну ал-Джарраха, отмечает, что мусульмане овладели городом силой меча и разграбили его так, что каждый всадник получил добычу в размере 300 динаров, а всадников было 30 тыс. [339] О захвате Баланджара в этом году сообщает и ал-Йакуби [340].
После этого город Баланджар упоминается только у ал-Куфи в связи с походами Масламы ибн Абд ал-малика (731-733 гг.) и Мервана ибн Мухаммеда (737 г.) [341], но эти упоминания настолько неконкретны, что можно предположить, что речь идет о фиксации места, где был город, уничтоженный ал-Джаррахом.
Когда в начале XIII в. Йакут ар-Руми собирал в лучших библиотеках мусульманского мира сведения о Баланджаре, он многого найти не смог и ограничился информацией о походах Салмана и Абд ар-Рахмана ар-Раби'а в 40-50-х годах VII в., а также двустишием поэта ал-Бухтури, в котором упоминаются Хамлых и Баланджар [342].
3. Самандар [343] - другой из трех известнейших городов Хазарии. Относительно этимологии этого названия существуют разные суждения. Но перевод с персидского как "крайняя дверь" [344] совершенно необоснован. "Дар" (с кратким "а") в современном персидском - "ворота", но хотя зафиксированная в арабских источниках вторая часть названия пишется так, не исключено, что на самом деле здесь должно было стоять "дар" с долгим "а", и тогда это слово в персидском означает "дом, жилище". Еще более интересно, что форма с кратким "а" в среднеперсидском имела последнее значение, а также "дворец" [345]. Предполагая название Самандар иранским, мы должны исходить из среднеиранских языков. Из них наиболее известен среднеперсидский. Попробуем объяснить из иранских языков первую часть названия города - "саман". В современном персидском языке это значит "жасмин", но, например, в курдском сохранилось и значение "белый" [346]. Поэтому есть основание толковать название Самандар как "белый дом, дворец". Оно было популярно в Хазарии (см. ниже о Саркеле). К тому же слово "белый" в тюркских языках обозначало не только цвет, но и благородство, высшее качество, ср. Белая орда в XIII-XV вв. [347] и наименование тюркскими народами русского царя "белый царь" ("ак-падшах"). Вспомним и кара-хазар, белую и черную кость у тех же тюркских народов [348] и т. д. Поэтому название города, одно время бывшего столицей Хазарии, вполне закономерно могло означать "белый (благородный) дворец, дом".
В арабских источниках упоминается г. ал-Байда (Белая). Уже по названию он идентичен Самандару, хотя многие исследователи, как мне кажется, без серьезных оснований отождествляют ал-Байду с последней столицей Хазарии в устье Волги [349].
В источниках Самандар и ал-Байда упоминаются за редким исключением только с VIII в. Правда, в пространной ("новой") редакции "Армянской географии" после Вараджана упомянуты города "хонов" - Чундарс и Мсндр [350]. Последний иногда принимают за искаженное Самандар [351]. Объяснение может быть двояким. Во-первых, Самандар действительно мог существовать уже во второй половине VII в. Во-вторых, возможна позднейшая вставка в текст "Армянской географии" (в другой редакции этого названия нет. [352]
Упоминает Самандар в связи с событиями 40-50-х годов VII в. и ал-Белазури [353], но в таком контексте, что трудно решить, имеется ли в виду город или народ (племя), поскольку речь идет о войне с арабами батрика Арменияка (т. е. наместника византийской фемы Арменияк (Малая Армения)), союзниками которого были аланы, абхазы и Самандар из (земель) Хазарии [354].
У ал-Йакуби не находим ни Самандара, ни ал-Байды. А вот текст ал-Куфи содержит названия того или другого города. Впервые Самандар упомянут в связи с походом ал-Джарраха, который, взяв хазарские города Баланджар и Вабандар, выступил на Самандар, но, получив известие от владетеля Баланджара о восстании "владык гор", вернулся в район Шаки, где зимовал [355]. Тот же маршрут через Баланджар и Вабандар избрал Маслама ибн Абд ал-малик, но и он не дошел до Самандара [356]. Впервые достиг этого города Мерван ибн Мухаммед в 737 г., но из текста ал-Куфи неясно, взял ли он его. Более того, рассказав о подходе огромной арабской армии к Самандару, ал-Куфи как-то странно прерывает повествование и добавляет: "После этого войска выступили и вскоре достигли города ал-Байды, где находился хакан малик (правитель) хазар" [357]. Этот странный разрыв наводит на мысль, что речь идет об одном и том же городе, носившем название Самандар, или в арабской передаче Белая. Очевидно, ал-Куфи пользовался здесь двумя разными источниками и не сумел их объяснить и понять [358].
У ат-Табари Самандар не упоминается, но этот историк события арабо-хазарских войн описывает очень кратко. Ал-Байды у него также нет.
Таковы известия арабских историков IX - первой половины Х в. Перейдем к географам, причислив здесь к ним и ал-Мас'уди.
У Ибн Хорадбеха в одном месте перечислены три города Хазарии - Хамлидж, Баланджар и ал-Байда [359], а в других упоминается Самандар [360]. Это ясное свидетельство, во-первых, того, что ал-Байда не Атиль, ибо последний и назывался Хамлидж (см. ниже). Во-вторых, отсутствие Самандара в первом случае, где географ перечисляет известные ему города Хазарии, доказывает идентичность ал-Байды и Самандара.
Со сходной ситуацией сталкиваемся при обращении к данным Ибн ал-Факиха. Он упоминает ал-Байду, приводя расстояние "между нами" [361] и этим городом (четыре месяца пути) и между ал-Байдой и "стеной из железа" [362], т. е. стеной Исфендияра (два месяца пути) [363]. В другом месте географ перечисляет ряд правителей горного Кавказа (лакзов, алан, маскат и др.), в конце этого списка находится г. Самандар [364]. Как видим, и здесь ал-Байда и Самандар вместе не упоминаются.
В тексте Ибн Русте [365] (вариант у Гардизи [366]) упомянуто два хазарских города: Саршн и Хбнл (или Х...л). У Гардизи им соответствуют Саргш и Хил. Первый из этих городов выглядит как столица, и можно полагать, что это либо какое-то другое название Атиля [367], либо (вероятнее) наименование предшествовавшей Атилю столицы, т. е. Самандара. В пользу последнего говорит и то, что второй город данной группы источников [368], скорее всего, идентичен Хамлиджу Ибн Хордадбеха.
Ал-Мас'уди упоминает только Самандар, указывая, что он был столицей до перенесения ее в Атиль [369]. Ал-Мас'уди приводит расстояния от Дербента до Самандара (восемь дней пути) и от Самандара до Атиля (семь дней пути). Как видим, и здесь есть Самандар, но нет ал-Байды.
Подробнее всего сведения о Самандаре у ал-Истахри и Ибн Хаукаля [370]. Самандар описывается как второй город Хазарии, где правит малик, находящийся в родстве с царем хазар. В городе много мусульман, мечетей, деревянных построек. Особо отмечается, что между Самандаром и Баб ал-абвабом протянулись виноградники, принадлежащие Самандару [371]. Приводится и расстояние между Самандаром и пределом ("хад") владений "сахиб ас-сарир" (два фарсанга - 12-16 км). Эти же географы заявляют, что в стране хазар нет другого населенного пункта с таким числом населения [372]. Последнее известие кажется взятым из другого источника и относится к более раннему времени, чем предыдущие, ибо в первой половине Х в. самым большим городом Хазарии был Атиль.
Очень важно указание ал-Мукаддаси о том, что Самандар - большой город, расположенный на берегу "озера" [373] между Хазарской рекой (Атилем) и Баб ал-абвабом [374]. Географ также упоминает огромные сады и виноградники, тип построек и т. д.
Ал-Байда у географов "классической школы" отсутствует.
Вряд ли целесообразно касаться более поздних источников [375]: упоминаний в них Самандара и ал-Байды много [376] и они только запутывают вопрос, ибо поздние авторы брали материал у своих предшественников, не особенно пытаясь в этом комплексе сведений разобраться. Даже Йакут ар-Руми дает отдельные статьи по Атилю, ал-Байде [377] и Самандару [378]. Но любопытно, что он знал о двух последних городах. В статье об ал-Байде говорится, что это город в стране хазар за Баб ал-абвабом, и это, кажется, свидетельство в пользу того, что, по источникам Йакута, ал-Байда совпадала скорее с Самандаром, чем с Атилем. А затем географ приводит стихотворение упоминавшегося выше ал-Бухтури в честь Ибн Кундадтика ал-Хазари [379]. В этом стихотворении упомянуты города ал-Байда, Баланджар и Хламлых. Последний город идентичен Атилю [380]. Йакут в статье "Хамлых" [381] ничего конкретного об этом городе не говорит. В статье о Самандаре Йакут отмечает, что этот город расположен за Баб ал-абвабом, в восьми днях пути от последнего. Он далее подтверждает, что Самандар был столицей ("дар ал-мамлакат") хазар до перенесения центра государства в Атиль [382].
Упоминаются знаменитые сады и виноградники Самандара, отмечается большое число мусульман в этом городе, мечети и другие детали, явно почерпнутые у географов "классической школы". Есть и различия. Наиболее существенное - расстояние между Самандаром, Атилем и Баб ал-гбвабом. По Йакуту, от Самандара до Атиля - восемь дней пути, а до Дербента - четыре, и это выглядит точнее, чем цифры ал-Истахри.
Где же был расположен Самандар? Ряд исследователей отождествляют его с районом Махачкалы или Тарки [383], другие располагают на Тереке [384] или Актаме [385], на месте Кизляра [386]. Вопрос остается спорным до основательного археологического обследования северной части Приморского Дагестана, где много городищ хазарского времени. Но к ряду показаний источников хочется привлечь дополнительное внимание. Во-первых, есть очень серьезные основания искать Самандар на берегу Каспийского моря. Во-вторых, этот город действительно был где-то в районе Нижний Терек - современная Махачкала. Здесь целесообразно обратить внимание на одно место из пространной редакции письма царя Иосифа. Описывая Хазарию, он отмечает, что на ее южной стороне расположен Смндр. Затем следует (страна?) Тдлу, после чего (граница) поворачивает к "воротам" ("ша'ар"), т. е. Баб ал-абвабу [387]. Трудность здесь в идентификации Тдлу. Есть предположение, что это искаженное Таргу [388], упоминающееся у Левонда [389] и, возможно, у ал-Куфи (см. ниже). Если это так, то Самандар надо искать севернее, в бассейне Актэма или Терека.
Таким образом, можно сделать вывод, что второй по значению город хазар, носивший иранское название Самандар, которому соответствовало тюркское Сарышин к переводимое арабами как ал-Байда, был расположен где-то в пределах современного северного Приморского Дагестана. Этот город был столицей Хазарии, скорее всего, в 20-30-х годах VIII в., после взятия Баланджара войсками ал-Джарраха и до похода Мервана 737 г. Город сохранил свое экономическое и в известной мере политическое значение позже. По данным Ибн Хаукаля, Самандар был разрушен русами в 968/969 гг. [390]
-
Примечания
[294] Котович В. Г. О местоположении раннесредневековых городов Варачана, Баланджара и Таргу // Древности Дагестана. С. 199. Странно, что с этим соглашается арабист 3. М. Буниятов (Ал-Куфи. Указ. соч. С. 79), издавший русский перевод отрывка из сочинения ал-Куфи, у которого всюду Баланджар показан севернее Дербента-
[295] Golden Р. Ор. cit. Vol. 1. Р. 221-246; Ludwig D. Struktur und Gesellschaft des Chazaren-Reiches im Licht der Schriftlichen Quellen. Munster, 1982. S. 242-262.
[296] Сукри А. Ашхарацуйц. Венеция, 1881. С. 27.
[297] Ludwig D. Ор. cit. S, 249.
[298] Левонд. Указ. соч. С. 113-114.
[299] Какое-то кавказское племя, жившее в пределах северных районов современной Азербайджанской ССР. См.: Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 28.
[300] Мовсес Каланкатваци. Патмутюн... С. 239.
[301] Мовсес Каланкатваци. История... С. 124.
[302] Нор баргирк hайказеан лезви. Венеция, 1837. Т. 2. С. 119. На арм. яз.
[303] Мовсес Каланкатваци. История... С. 124, 132
[304] Там же, С. 130. 132.
[305] Вопрос этот будет рассмотрен ниже.
[306] У царя Иосифа упоминается большая река Варшан [Коковцов П. К. Указ. соч. С, 25, 32), но этот гидроним следует искать не в районе Приморского Дагестана.
[307] Marquart J. Ор. cit. S. 16-17.
[308] Артамонов М. И. Указ. соч. С. 208, 312.
[309] Там же. С. 229.
[310] Плетнева С. А. Хазары. М., 1986. С. 26.
[311] Заходер Б. Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М., 1962. Вып 1. С. 178-179, 183.
[312] Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 128-129.
[313] Котович В. Г. Указ. соч. С. 191, 317.
[314] Ludwig D. Ор. cit, S. 249.
[315] Ал-Куфи. Указ. соч. С. 79-80.
[316] Плетнева С. А. Указ. соч. С. 26.
[317] С такими огласовками находим термин у Йакута. См.: Йакут ар-Руми. Муджан ал-булдан. Бейрут. 1955, Ч. 1, С. 489.
[318] Артамонов М. И. Указ. соч. С. 184.
[319] Плетнева С. А. Указ. соч. С. 26.
[320] В сарматских наречиях "длинный" - "дарга". См.: Основы иранского языкознания: Древнеиранские языки. М., 1979. С. 287.
[321] Ат-Табари. Указ. соч. Сер. 1. С. 895.
[322] Ибн ал-Факих. Указ. соч. С. 287; Ал-Белазури. Указ. соч. С. 203; Ал-Йакуби Указ. соч. Т. 2. С. 194.
[323] Ат-Табари. Указ. соч. Сер. 1. С. 2889. У Ибн ал-Факиха (Указ. соч. С. 289) упоминается стена на пограничье ("сагр") Баланджара. Но "сагр" в арабском значит и "ущелье".
[324] Ат-Табари. Указ. соч. Сер. 2. С. 1560.
[325] Йакут ар-Руми. Указ. соч. Ч. 1. С. 489.
[326] См., напр.: Ат-Табари. Указ. соч. Сер. 1. С. 2667, 2889, 2890 и др.
[327] Ал-Мас'уди. Китаб ан-танбих. С. 62.
[328] Ибн Хордадбех (Указ. соч. С. 123) и Йакут (Указ. соч. Ч. 1. С. 489-490; Ч. 3, С. 253) различают эти города.
[329] Речь идет о географах "классической школы" (ал-Истахри, Ибн Хаукаль, ал-Мукаддаси).
[330] Ибн Хордадбех. Указ. соч. С. 123.
[331] Ибн ал-Факих. Указ. соч. С. 286-289.
[332] Ибн ал-Факих (Там же. С. 289) пишет о Баланджаре: "Что же касается Баланджара. а он у входа в землю хазар, то построил его Баланджар, сын Иафета".
[333] Возможно, что такой вассал хакана существовал еще в 20-х годах VIII в.
[334] Мовсес Каланкатваци. Патмутюн... С- 9.
[335] Ал-Истахри. Указ. соч. С. 187; Йакут ар-Руми. Указ. соч. Ч. 1. С. 379-381.
[336] Ат-Табари. Указ. соч. Сер. 1. С. 2890.
[337] Ал-Куфи. Указ. соч. С. 19.
[338] Ат-Табари. Указ. соч. Сер, 2. С. 1453.
[339] Ибн ал-Асир. Указ. соч. Т. 4. С. 187.
[340] Ал-Йакуби. Указ. соч. Т. 2. С. 360.
[341] Ал-Куфи. Указ. соч. С. 41, 48.
[342] Йакут ар-Руми. Указ. соч. Ч. 1. С. 490. Баланджара нет в письме царя Иосифа.
[343] Даю огласовки по Йакуту ар-Руми (Указ. соч. Бейрут, 1957. Ч. 3. С. 253).
[344] Плетнева С. А. Указ. соч. С. 28.
[345] MacKenzie D. N. A concise Pahlavi Dictionary. Oxford, 1971. P. 24; Абрамян Р. Пехлевийско-персидско-армяно-русско-английский словарь. Ереван, 1965. С, 112.
[346] Курдско-русский словарь. М., 1960. С. 659. Прибегать к материалам осетинского языка можно не всегда, так как хотя он и является потомком определенных аланских наречий, но, во-первых, существовали и другие аланские наречия, с которыми осетинский не связан, а во-вторых, осетинский под влиянием кавказских языков утратил значительную часть иранской лексики. В. Ф. Минорский склонялся к тому, что название Самандар может быть связано с "гуннским" племенем забендер, упоминаемым для VI в. Феофилактом Симокаттой. См.: Минирский В. Ф. Указ. соч. С. 143.
[347] К этому можно добавить популярность названия "Белый город" у тюркских народов. См.: Будагов Л. 3. Указ. соч. Т. 1. С. 66.
[348] Древнетюркский словарь. Л., 1969. С. 423.
[349] 3. В. Тоган, Т. Левицкий, М. И. Артамонов, Д. Людвиг и др.
[350] Сукри А. Указ. соч. С. 27.
[351] Артамонов М. И. Указ. соч. С. 183.
[352] Патканов К. Армянская география VII в. СПб., 1877.
[353] Ал-Белазури. Указ. соч. С. 197.
[354] Там же.
[355] Ал-Куфи. Указ. соч. С. 20-21.
[356] Там же. С. 41-42.
[357] Арабский текст цитирую по: Validi Togan A. Z. Ibn Fadlan's Reisebericht. Leipzig, 1939. S. 296,
[358] Именно на основе сведений ал-Куфи А. 3. Валиди сделал вывод о тождестве ал-Байды и Атиля. Никаких иных доводов не было и нет. Не привел их и Д. Людвиг, подробно остановившийся на данном вопросе {Ludwig D. Ор. cit. S. 251-259), Он, как и другие исследователи, его предшественники (Golden P. Ор. cit. Vol. I. P. 225), считает, что ал-Байда-Атиль имел и третье (тюркское) название - Сарыкшин (Ludvig D. Ор. cit. S. 253), упомянутое у Ибн Русте, Гардизи. Сарыкшин же (в первой части тюркское слово, во второй - иранское) может быть переведено как "Белое поселение".
[359] Ибн Хордадбех. Указ. соч. С. 124.
[360] Там же. С, 123, 124 (первый раз-о постройке Самандара Хосровом I, второй - в списке политических объединений Кавказа).
[361] Что такое "между нами" - определить трудно. Это или Хамадан, откуда географ происходил, или Багдад.
[362] Очевидно, легендарная стена Йаджуджа и Маджуджа.
[363] Ибн ал-Факих.. Указ. соч. С. 290.
[364] Там же. С. 298 (это пересказ соответствующего места из Ибн Хордадбеха).
[365] Ибн Русте. Указ. соч. С. 139.
[366] Бартольд В. В. Указ. соч. Т. 8. С. 36 (перс. яз.). См. также вариант Марвази: Sharaf al-Zaman Marwazi... P. 33.
[367] Так считают ряд исследователей. См.: Golden Р. Ор. cit. Vol. 1. Р. 225; Ludwig D. Op. cit. S. 251.
[368] Гардизи прямо пишет, что его источниками были труды Ибн Хордадбеха и ал-Джайхани. См.: Баргольд В. В. Указ. соч. Т. 8. С, 62.
[369] Цит. по: Минорский В. Ф. Указ. соч. С. 192. Ал-Мас'уди относит перенесение столицы в Атиль к 40-50-м годам VII в., что явная ошибка.
[370] Ал-Истахри. Указ. соч. С. 222-223; Ибн Хаукаль. Указ. соч. Т. 2, С. 393-394.
[371] Это показывает, что прибрежная полоса Дагестана интенсивно использовалась под виноградники уже в то время. Позже, с новым наплывом кочевников в XI-XIII вв., они были уничтожены.
[372] Ал-Истахри. Указ. соч. С. 223; Ибн Хаукаль. Указ. соч. Т. 2. С. 394.
[373] С этим можно сопоставить известие Левонда (Указ, соч. С. 113-114) о взятии Мерваном не названного хазарского города, расположенного на берегу моря. Это был, несомненно, Самандар.
[374] Ал-Мукаддаси. Указ. соч. С. 361.
[375] В "Худуд ал-алам" перечислены несколько хазарских городов, причем есть повторения: Дтиль, Самандар (о нем сказано, что он на берегу моря), Байда (в тексте Б. са), Баланджар, Хмдж, Саур (?), Хтлг и др. (Худуд ал-алам. Л. 386). Неизвестный автор этого сочинения здесь собрал воедино все, что смог найти в других трудах о городах Хазарии.
[376] Али-эфенди. Куннат ал-акбар//Ленинградская гос. публичная библиотека. Рукопись. Турецкий, новая серия. Л. 75а, 157б; Ал-масалик ва-л-мамалик // ИВАН ЛО. РУКОПИСЬ В-797. Л. 96а; Ал-масалик ва-л-мамалик//Там же. Рукопись. А-672, Л. 80а.
[377] Йакут ар-Руми. Указ. соч. Ч. 1. С. 530.
[378] Там же. Ч. 3. С. 253.
[379] Политический деятель Халифата IX в., по происхождению хазарин.
[380] Marquart J. Op. cit. S. 18.
[381] Йакут ар-Руми. Указ. соч. Бейрут, 1955. Ч. 2. С. 389.
[382] Там же. Ч. 3. С. 253.
[383] В. Ф. Минорский, В. Г. Котович, С. А. Плетнева. См. также: Ludwig D. Op. cit, S. 248.
[384] М. И. Артамонов, М. Г. Магомедов.
[385] Г, С. Федоров.
[386] Ф. Вестберг, 3. В. Тоган.
[387] Коковцов П. К. Указ. соч. С. 31 (др.-евр. текст).
[388] Там же. С, 101.
[389] Левонд. Указ. соч. С. 41.
[390] Ибн Хаукаль. Указ, соч. Т, 1. С. 15.